Керамика известна со времен древнего Египта; египтяне, ассирийцы, халдеи и персы выкладывали стены своих храмов покрытым глянцевой краской кирпичом из обожженной глины, создавая рисунок на стене. В Испании иберийцы уже знали о керамике, и когда римляне завоевали пиренейский полуостров, они тоже начали развивать ее производство. Но керамика, которая нам известна в настоящее время, была создана арабами, и часто использовалась в их древних дворцах и домах.
Во времена господства Альмахадов в Испании (XII и XIII века) началось производство керамической плитки. Слово «плитка» (azulejo) произошло от арабских слов «al» и «zuleycha», что означает «глазурованный кирпич». Центрами производства стали Малага и Севилья, а точнее в районе Триана. Простейшими керамическими изделиями были изумрудные мозаики на «Золотой башне» (Torre del Oro), построенной около 1200 года. Тогда же возникли три разных способа производства плитки: «plano», «cuenca» и «de cuerda seca». Эти способы дошли до наших дней.
Когда Андалусия была завоевана Кастилией, начались создаваться гильдии. Гильдия ремесленников в средние века объединяла все ремесленные профессии и работы того времени. Например, в Севилье, после завоевания Фернандо III, были обнародованы указы, по которым люди из каждой гильдии были обязаны жить рядом, на одной улице, названной своим именем. Специалисты по керамике относились к гильдии гончаров.
Гильдия гончаров была наиболее важной в XIV и XV веках. В дошедших до нас манускриптах говорится, что эта гильдия в Севилье располагала собственной больницей для лечения профессиональных заболеваний. Кроме Трианы в Испании были и другие значимые центры производства: Толедо, Манисес (Валенсия) и Муэль (Сарагоса). В XV веке, крупнейшим был Толедо.
Niculoso Pisano, флорентийский специалист по керамике, переселился в Севилью в конце XV века. Он привнес эпоху Возрождения в город, используя технику «plano» (также называемую Пизанской), и придумал новые узоры для мастерских по росписи в Триане. 1504 годом датируется облицовка портала церкви Святого Павла в Севилье, где использовались белые и красные кирпичи, глазурованные глиной разных цветов, с нарисованными на желтом фоне людьми и животными, растениями, фруктами, и т.д. Для украшения алтаря Алькасар в Севилье, на белом фоне использовались цвета: зеленый, медовый, голубой, черный, светло- и темно-желтый, фиолетовый и розовый. Демонстрацией плитки эпохи Возрождения стал алтарь святилища Nuestra Senora de Tentudia в Калера-де-Леон (Бадахос), который Niculoso разрисовал в 1518 году.
В конце XVI века по всей Испании наметился упадок производства плитки, и оно полностью исчезло в XVII веке (исключением была мавританская плитка). С появлением Бурбонов началось возвращение фаянса, который позднее помог возродиться и плитке. С изгнанием французов в XIX веке, при поддержке фаянсовых фабрик в Алькоре (Кастельон), Манисес (Валенсия), Талавера (Толедо) и Триана (Севилья) начался рост числа фабрик и объемов производства.
В 1846 году D.Muguel Mensaque, благодаря реквизиции, приобрел обитель на улице Сан-Хасинто (San Jacinto) квартала Трианы в Севилье, и приспособил ее для производства и продажи гончарных изделий. Братья D.José и D.Enrique Mensaque y Vera покупают эту фабрику в 1888 году у наследников D.Muguel, и с начальным капиталом в 2500 песет, 15 января 1889 создают предприятие под названием «José Mensaque, Hermano y Cía».
Партнерами компании стали: D.José Mensaque, D.Enrique Mensaque y Vera (по коммерческой части) и D.Fernando Soto y González, обладающий глубокими знаниями в области керамики (по производственной части). Работа и исследования D.Fernando позволили возобновить применение техники «de cuerda seca», для производства фаянса и плитки в Триане (сведения об этой технике были утеряны). Он был первым специалистом по керамике, который изобрел метод глазурования под древнее золото, и стал применять его для плитки.
24 декабря 1898 года братья Mensaque создали новое гражданское общество для производства керамики, наняв в качестве директора по производству с выплатой жалованья D.Fernando Soto y González. Общество создавалось на десять лет c возможностью пролонгации, и называлось «José Mensaque y Hermano». Они принимали участие во Всемирной выставке в Париже в 1889 году, где получили награды за представленные образцы фаянса и плитки. В 1892 году в Барселоне, на Национальной выставке художественной промышленности, было показано 25 образцов фаянса и плитки. Компания получила почетный диплом. Для Национальной выставки Belles Artes в Мадриде в 1897 году, компания подготовила стенные росписи и тарелки в технике «de cuerda seca», и была награждена за новые, широкие возможности использования этой техники в архитектуре, в частности – в декорировании.
В 1905 году скончался D.Enrique, и дело продолжил его сын D.Enrique Mensaque y Béjar. 18 января 1917 года на основе прежней компании он учредил торговое общество с неограниченной ответственностью (Sociedad Mercantil Regular Colectiva) «Mensaque Rodríguez y Cía». Партнерами стали D.Enrique Mensaque y Béjar, D.Manuel Rodríguez Alonso y D.Tadeo Soler Navarro, сроком на десять лет. D.Enrique Mensaque y Béjar купил фабрику на улице Сан-Хасинто и продолжил работу. В 1923 году он переехал в другое помещение на улице Евангелиста, и изменил название общества на современное - «Mensaque Rodríguez y Cía, S.A.».
В начале XX века гениальный архитектор Гауди (Gaudí), использовал испанскую плитку из Трианы в своих работах модернистского толка, что демонстрирует нам Парк Гуэль или дом Висенс в Барселоне. В 1929 году состоялась Пиренейская выставка в Триане, которая имела целью модернизацию оборудования для производства керамических изделий и совершенствования дизайна. Севильская плитка оказывается в авангарде продуктов керамики, что способствует появлению новых предприятий. Этот сектор становится самым важным для развития экономики города; появляются крупные компании: «Ramos Rejano» и «Mensaque Rodríguez y Cía».
Архитектор D.Aníbal González на Пиренейской выставке выбрал пять промышленников, в качестве потенциальных поставщиков керамики; одним из них был владелец фабрики «Mensaque Rodríguez y Cía». В итоге, изделия компании были использованы в таких известных зданиях эпохи, как Plaza de Espana, Parque de María Luisa, Hotel Alfonso XIII и др., расположенных в Севилье.
В тридцатые годы начинается серьезная модернизация сектора. Появляются фрикционные прессы и печи непрерывной работы с огнеупорной трубой, названные конвейерной печью. Эти печи использовались для глазурования, тогда как необожженные керамические изделия продолжали производить при помощи мавританских печей. Фабрики, не изменившие свои технологии, не смогли выдержать конкуренцию и закрылись. После упадка гражданской войны восстановление было долгим. Конвейерные печи стали использоваться повсеместно, были выпущены механические прессы, появились новые дробильные установки, началось использование жидкого топлива в конвейерных печах.
50-ые годы – время расширения производства; на это повлияло снятие международной блокады Испании, рост экспорта на американский рынок, и повышение спроса внутри страны в связи с утверждением Национального Плана жилищного строительства. Но эти преимущества не вылились в обновление фабрик, что за короткий срок привело страну к невозможности конкурировать с другими странами, которые использовали новые технологии, например с Италией.
В период с 1960 по 1973 годы был тяжелым для отрасли производства плитки; многие фабрики, которые не заменили мавританские печи конвейерными, закрылись. Достаточно такого примера: в Триане в начале 60-х годов существовало 40 предприятий, от малых до крупных, а к 1973 году их осталось только четыре.
В 1963 году произошло важное событие: в Испании введено две первые туннельные печи, одна в Бечи (Кастельон) и вторая – в Сантипонсе (Севилья). Но пока в Кастельоне разрабатывались месторождения качественной глины, что существенно снижало ее цену, в Севилье не открывались такие месторождения, а в старых глина была низкого качества и высокой цены. Промышленное развитие этого сектора окончательно передвинулось в провинцию Кастельон.
Благоприятная ситуация в секторе производства керамики в 70-е годы способствовала повсеместному переходу на туннельные печи на жидком топливе, как для производства неглазурованных керамических изделий, так и для глазурованных. Но затем стали активно применяться автоматические прессы. Производство нарастало, улучшалось качество и экспорт начал приобретать большое значение.
Энергетический кризис в 1973 году спровоцировал очередную эволюцию в производстве плитки, снизив стоимость производства. Энергетическая составляющая была так же важна, как и ручной труд, нужно было что-то придумывать, и двигателем эволюции стал природный газ. Замена жидкого топлива природным газом сделала возможным использование одноуровневых печей. Благодаря этому фабрики избавлялись от испарения серы, и появилась возможность контролировать сжигание на низких температурах.
В 1974 году «Mensaque Rodríguez y Cía» оказалась последней значимой фабрикой, оставшейся в Триане и способствующей градостроительству в кварталах Триана и Лос Ремедиос. Но было принято решение перенести фабрику в Сантипонсе (Севилья), где она и располагается в настоящее время. В 80-е годы отрасль сильно развивалась, как в области технологий, так и в управлении. Контроль затрат и улучшение качества всегда были важны на таком конкурентном рынке, как производство керамики.
Недавно компания отметила столетие, и она до сих пор стремится к самому лучшему качеству. Контроль качества продукта, экологический контроль и контроль условий труда – вот задачи на ближайшие годы. Зрелое ремесло и прогрессивные технологии позволяют керамической плитке воплощать в себе успешные тенденции в искусстве, предоставляя архитекторам, декораторам и торговым компаниям необходимое для их работы орудие.