Жилой комплекс в СовератоВ этом случае можно вспомнить о genius loci (лат. – гении места) или примеры свободных постмодернистских проектов, навеянных природой. Фактически же, перед нами образец чистой архитектуры, жилое здание, ярко выделяющееся на фоне окружающего его цветового и типового однообразия обычных четырех- и пятиэтажных домов со стандартными формами, упорядоченными и прямолинейными фасадами. Оно стало таким, благодаря четким проектным решениям с яркой индивидуальностью: развертке корпуса, переходам и диверсификации цвета на фасаде.

Спроектированное архитектором Кармело Паньоттой, шестиэтажное здание выделяется четко очерченным объемом, изрезанными плавными линиями. Если для воспроизведения формы волны покажется недостаточным волнистого профиля террас, изогнутого рисунка фронтона, проходящей по центру фасада, извилистой линии стекол лестничной клетки, то все сомнения в том, что здесь господствует морская тема, сразу же отпадут при взгляде на внешнюю ярко-синюю облицовку здания. Значительная часть его внешних стен покрыта синей плиткой оттенков Blu Mare и Blu Notte коллекции Riflessi салерийской компании Cava di Antiche Formaci d’Agostino, которая была основана в 1823 году.

Эта плитка является продуктом славящегося своими долгими керамическими традициями района, производители которого настолько хорошо научились воплощать в плитке оттенки элементов средиземноморской природы, что им удалось выразить потрясающую красоту сине-голубых тонов даже в стиле и марке происхождения. Глазурованная поверхность плитки создает целый ряд эффектов: натуральных неровностей, едва заметных цветовых переходов, ручных мазков, светотеней, неожиданной прозрачности, случайного сгущения или рассеивания цвета. Благодаря им, здание почти сливается с небом. Покрытые керамикой участки выглядят как плотная, увенчанная сверху более темной полосой, синяя стена, о которую «разбиваются» белоснежные волны балконов и с которой контрастируют вертикальные полосы, покрытые желтой (напоминающей о ярком средиземноморском солнце) или цветом выжженной земли штукатуркой.

На каждом из шести этажей здания (к ним был добавлен подвальный этаж) находится по две квартиры площадью 116 квадратных метров, двери которых выходят на лестничную клетку с центральным лифтом. Для того, чтобы идеально объединить наружную и внутреннюю части здания, сюда тоже проникло керамическое море. Лестничная площадка между двумя квартирами частично облицована синей напольной керамогранитной плиткой. Она похожа на озерцо, которое можно сразу увидеть при выходе из лифта. Таким же образом, на конечном участке стены, возле каждого лестничного марша, из керамической плитки выложен изогнутый рисунок, имитирующий волну, которая подталкивает гостя к лестничной площадке.

Здание в Соверато является наглядным свидетельством того, как используемый в качестве «кожи» классический и зрелый сам по себе продукт, каким является керамика, продолжает сохранять высокую экспрессивную и коммуникационную ценность даже в обычных архитектурных зданиях, лишенных высокопарности общественных и коммерческих строений. Он также демонстрирует, что использование цвета в архитектуре не сводится лишь к покрытию различными, более или менее яркими оттенками, возведенных и отштукатуренных поверхностей, а является непосредственным выражением качеств использованного материала, специфики его плотности, структуры, поверхности. Материалы и их цвет придают архитектурной форме индивидуальность и оказывают заметное влияние на созданный пейзаж.