В настоящее время сложившаяся мировая экономическая ситуация наводит на размышления о том, что где-то мы оказались неправы и как исправить допущенные ошибки. Решения принимаются на самых разных уровнях — политическом, экономическом и социальном, в том числе и на архитектурном. Человеческой натуре свойственно ошибаться, но умение учиться на своих ошибках, искать выход из любой ситуации и наиболее подходящие альтернативы для продвижения вперед — также свойство человека. Это и есть эволюция мысли и эволюция поведения. В контексте такой эволюции термин «социальная архитектура» приобретает новое звучание, хотя само это понятие в корне отличается от того, которое бытовало всего несколько лет назад.

Центр детского воспитания и развития. Автор проекта: Four Square Arquitectos. Керамический фасад производства Natucer.Буквально еще десять лет назад архитектура социальных проектов сводилась к возведению социального жилья, вызывая присущие такого рода начинаниям экономические конфликты и столкновение интересов. Понятие «социальная архитектура» является междисциплинарным и широко используется в общественно-политическом лексиконе. В архитектуре оно, прежде всего, охватывает отношения между человеком и его архитектурным окружением. На теоретическом уровне речь идет об осмыслении того, как архитектура влияет на то или иное общество или поколение, и как архитектурные решения могут изменить к лучшему условия жизни людей. Сегодня большой интерес вызывает проблема улучшения уже реализованных массовых социальных проектов. Ставится задача адаптации их к реальным потребностям людей, превращения в достойные образцы архитектуры. Керамические покрытия как нельзя лучше служат требованию умеренности при разработке таких решений, достаточно крупномасштабных и отвечающих всем потребностям общества, но не требующих непомерных затрат.

Керамика предлагает бесконечное разнообразие отделок и прекрасные технические характеристики для проектов с ограниченным бюджетом. Кроме того, производители керамики строго следят за соблюдением требований по защите окружающей среды, проводят ответственную социальную политику, заботятся об устойчивом развитии отрасли. Благодаря этому, использование керамики связывается с устойчивым развитием строительной индустрии в целом. В итоге, керамика, в силу своих технических, экономических и эстетических качеств, а также проводимой предприятиями ответственной производственной политики, как нельзя лучше подходит для проектов социальной архитектуры. Термин «социальная керамика» объединяет сегодня большое число проектов, направленных на поиск простых решений, и в то же время, как это ни парадоксально, требующих достаточно сложной и длительной проработки.

Чтобы лучше представить этот подход давайте познакомимся с несколькими проектами, которые отличаются превосходным исполнением, передовым дизайном, удачными архитектурными решениями и одновременно с этим не потребовали больших затрат. Очевидно, что окружение способно оказывать сильное влияние на людей. Если нам удается создать вокруг себя приятную с эстетической и других точек зрения среду, мы чувствуем себя счастливыми, и наоборот — место, которое нам неприятно, хочется покинуть как можно скорее.

Здание 111 по проекту студии Flores & Prats arquitectos. Разноцветная глазурованная керамическая плитка.Именно такими соображениями руководствовались архитекторы студии Flores&Prats при разработке здания 111, расположенного на городской окраине. Это расположение подсказало авторам идею создания внутреннего двора, как места взаимодействия обитателей дома в противовес окружающему его обширному пустому пространству. Так внутренний двор превратился в живущую полной жизнью полуобщественную, получастную площадь — перекрестие путей и дорог всех жителей огромного дома. Поскольку речь шла о небольших социальных квартирах, авторы проекта предложили восполнить это ограничение своего рода промежуточными пространствами, выходящими далеко за пределы личного жилья. Обтекаемые линии центральной площади, фонтана и ограды, искусная облицовка керамической плиткой трех цветов, глянцевая отделка и яркая гамма покрытия создают ощущение насыщенности в пространстве, объединяющем без малого 111 квартир.

Доходные дома в Гохаре (Гранада) по проекту архитектора Элисы Валеро. Облицовка крыши и фасада выполнена волнистой блестящей керамической плитой 80x40 см. фабрики Decorativa.Другой яркий пример социальной архитектуры с использованием керамики — доходный дом в городе Гохар (провинция Гранада) архитектора Элисы Валеро Рамос. Этот проект демонстрирует ключевую роль архитектуры в организации и развитии города, путем разрешения вопросов окружающей среды, градостроительства и дизайна. На участке, который передала под застройку мэрия города, возведено компактное здание с керамическим фасадом, занимающее и как бы укрепляющее угол квартала. Проект был разработан и выполнен в соответствии с требованиями экономии и практичности, которые должны были соблюдаться не только на этапе строительства, но и при последующем обслуживании здания. Вся поверхность здания, как фасады, так и крыша, смотрятся как одна непрерывная керамическая деталь из каменной керамики, выполненной по технологии двойного обжига при высокой температуре (1220 градусов) с отделкой глазурью цвета заснеженных вершин Сьерра-Невады. Керамическая поверхность здания включает своеобразные выступы, через которые посредством скрытых скреп она крепится к конструкции фасада.

Расширенное здание Детского сада и начальной школы «Нуэстра Сеньора дель Белен» в городе Сафра (провинция Бадахос) по проекту студии Ruben Dario arquitectos. Внешнее покрытие – керамическая плитка из красной глины 25x40 см и глазурованная желтая плитка двойного обжига 10x20 см.Кроме жилых домов, к социальным проектам относятся и школьные здания — как правило, небольшие, но несущие очень важный социальный заряд. Один из таких проектов — новое здание детского сада и начальной школы «Нуэстра Сеньора дель-Белен» по проекту студии Rubén Darío Arquiteсtos, замечательное здание из желтого витрифицированного кафеля. Яркий цвет, всегда присутствующий в архитектуре детских учреждений и несущий на себе отпечаток архитектурной банальности, как в части палитры, так и в части используемых материалов, в данном случае вводится крайне осторожно, с использованием не только глазурованной, но и неглазурованной плитки на двух объемах фасада, оформляющих края пристройки. Витрифицированный желтый кафель мелкого формата, уложенный со сдвигом швов, и красноватый кафель из натурального бисквита больших габаритов контрастируют с белым цветом, покрывающим большую часть поверхности старых и новых стен здания различной текстуры.

Районный дом культуры по проекту Flexo Arquitectura. Внутренняя и внешняя облицовка здания белой плиткой 10х20 см фирмы Ceramica Alcora.Другой интересный проект этого направления — здание вечерней школы «Лос Льянос» в городе Альбасете по проекту студии Matos-Castillo Arquitectos. В данном случае керамика используется как для отделки внешних, так и внутренних пространств, благодаря чему при очень ограниченном бюджете достигается впечатляющий эстетический эффект. Покрытие синего цвета, используемое для отделки нижнего этажа, служит цветовым продолжением оформления цоколя. Стены внутреннего вестибюля высотой более двенадцати метров превращаются в керамические панно из глазурованной каменной плитки, где синий цвет по мере приближения к свету переходит в белый. Дизайн керамических деталей служит для придания большей консистенции поверхностям, которые создаются с их помощью. Волнистый рельеф покрытия создает неровности, стена перестает казаться плоской, начинает вибрировать под воздействием падающего на нее света.

Вечерняя школа «Лос Льянос» в городе Альбасете по проекту студии Matos-Castillo Arquitectos. Внешний цоколь и вестибюль облицованы волнистой глазурованной плиткой синего и белого цвета.В завершение — еще один проект социальной архитектуры, в котором ясно прослеживается стремление авторов придать своему творению определенный общественный статус, не поддаваясь соблазну монументальности. Речь идет о здании Дома культуры по проекту студии Flexo Arquitectura. Дом культуры расположен в жилом микрорайоне пригородного типа на окраине города Пальма. Авторы проекта решили унифицировать все разрозненные элементы фасада этого общественного здания с помощью белой керамической плитки и обустроить для общественного использования трехметровую площадку перед зданием, отделяющую его от улицы. В основу внутренней планировки легла идея усиления коллективного начала путем создания открытого функционального пространства на одном этаже, вокруг внутреннего двора с садом. Столкнувшись с недостатком средств, архитекторы прибегли к сочетанию местных кустарных и промышленных материалов и технологий. Это решение отводит керамике важную роль как на фасаде, так и во внутренних помещениях здания.

Как уже было выше отмечено, человек никогда не остается равнодушным к своей среде обитания. Он может гордиться ею или наоборот испытывать чувство фрустрации, неуверенности и отчуждения. Проекты, с которыми вы познакомились сегодня, радуют, прежде всего, тем, что они удались, и что люди, для которых они предназначены, да и просто сторонние наблюдатели, как мы с вами, будут чувствовать себя рядом с ними не так одиноко, как мы чувствуем себя порой в каменных джунглях городов, вдали от природы.