Компания Ceramica Vogue, предприятие, производящее однотонные «цветные» плитки в сотрудничестве с Франческой Валан, промышленным дизайнером, специализирующимся в проектировании красок, материалов и отделок (CMF Design), издало «Цвет в школах», руководство по использованию цвета в школьных помещениях для детей от 6 месяцев до 12 лет.
Цель публикации — предоставить архитекторам и учреждениям, намеревающимся строить или просто отремонтировать школьные здания, такие рекомендации, благодаря которым цвет был бы не только эмоциональным, но и структурным элементом. Все помещения, из которых состоит школьное здание, анализируются в этом руководстве с точки зрения их характеристики и функционального предназначения, дифференцируя пространства по их использованию и восприятию в зависимости от типа школы, т.е. от возраста детей, ее посещающих: один подход к цвету будет в случае яслей, совсем другой, если речь идет о начальной школе.
В архитектуре, предназначенной для детей, еще не освоивших владение языком, визуальная коммуникация имеет решающую роль. Зрение предшествует движению в познании пространства, цветовое проектирование должно способствовать пониманию пространства, цветом передаются пороги и маршруты, разделяются помещения, передается функция пространства. Крайне важно адаптировать цвета к зрительным и познавательным способностям детей: цветовые сигналы помещения должны быть увидены и поняты.
КОНТРАСТЫ
Школьное пространство должно быть разработано на основе визуальных и познавательных способностей детей и видов деятельности, для которых оно применяется. С увеличением возраста можно уменьшить цветовые контрасты и обогатить пространство материалами и отделкой. Насыщенные цвета и резкие контрасты делают пространство веселым, но увеличивают фоновый шум и подходят только для проходных помещений или мест недолгого пребывания. Более нейтральные цвета и незначительные контрасты создают более «тихие» места, которые способствуют концентрации и рекомендуются для помещений, посвященных учебе и предназначенных для длительного пребывания.
ВИДИМЫЕ ГОРИЗОНТЫ
Высота видимого горизонта изменяется с возрастом: для детей, которые еще не могут ходить, она очень низкая, а пол занимает большую часть их визуального пространства. Линия горизонта приспосабливает пространство под рост своих пользователей: ее предлагается использовать в коридорах и кухнях, фойе с высокими потолками, и в тех местах, где сидят, например, классных комнатах и столовых. Для упрощения пространства линия горизонта должна совпадать с уже существующими линиями: высотой дверей, окон и мебели. В сложных случаях она может быть получена путем создания различия между матовой и глянцевой поверхностью.
ОТТЕНОК
Оттенок - самая запоминающаяся переменная цвета, она дает ему название и вызывает ассоциации (зеленый-трава, голубой-небо,..) Знаковые краски пейзажа можно переосмыслить в школе для того, чтобы связать здание с окружающей средой и создать чувство преемственности и открытости внешнему миру. Цветовая гармония напоминает природу и повышает комфортность восприятия; зеленые полы напоминают луга, бежевые – пшеничные поля или пляжи. Фиолетовый, используемый для пола является «флаговым цветом» в Провансе, но он становится «абстрактным цветом» там, где не выращивают лаванду.
ЯРКОСТЬ
Яркость цвета является переменной, которая определяет визуальный баланс комнаты. Нормативные акты повторяют естественную последовательность света и предлагают снижение уровня яркости сверху вниз. Яркость цвета должна подчиняться освещению различных помещений: в плохо освещенных местах, таких как коридоры, рекомендуется использовать светлые тона и резких контрасты. В ярко освещенных местах лучше использовать более нейтральные цвета средней яркости во избежание бликов.
НАСЫЩЕННОСТЬ
Насыщенность цвета зависит от функции пространства. Насыщенные цвета предлагаются для вестибюлей, коридоров, мест развлечений и в целом для больших и проходных пространств, где нужны сильные сигналы ориентации. Более нейтральные цвета подходят для учебных аудиторий, столовых и других мест, где важно поощрять концентрацию и уменьшить зрительное утомление.
«Цвет рассказывает о пространстве и культуре места. Каждая школа — это своя история»: в этих словах заключается главный смысл публикации, и как утверждает Луис Кан в своей статье Форма и проектирование 1960 года: «школа», школа духа, сущность стремления быть — именно это архитектор должен выразить своим проектом... Только этим архитектор отличается от обычного проектировщика».
Ceramica VOGUE — итальянская фирма, производящая глазурованную плитку для полов и стен. Относясь с самым пристальным вниманием к инновациям и моде, фабрика уже более 30 лет занимается производством все тех же чистых цветов, гарантируя потребителю непрерывность проекта даже спустя многие годы. Компания уделяет самое пристальное внимание влиянию своей продукции на окружающую среду, производя плитку, которая сочетает высокие стандарты качества с защитой природы и соответствует критериям этического и устойчивого развития.