Известный архитектор Томас Алия занимается оформлением интерьеров, в которых керамическая плитка неизменно играет одну из главных ролей. Художнику не нравятся определения «оформитель» и «декоратор». Он предпочитает работать со всем пространством здания или помещения, включая его конструкцию, освещение и все другие элементы. В свои 43 года этот выходец из деревни Лагартера (провинция Толедо) добился большого успеха, благодаря своим проектам во многих крупных городах Испании и в других странах, например в Марокко. Последние его достижения - скульптурный ансамбль под названием «Керамическая гармония», поразивший гостей выставки «Каса Декор 2007» в Мадриде, и проект мадридского клуба «Соль и Сомбра», что по-испански означает «свет и тень» - так называются солнечная и теневая сторона трибун на арене боя быков. Проект Алии, включающий гигантские керамические панно с изображениями тореадоров в парадной одежде, представляет собой настоящий вызов традиционной эстетике корриды.
- Какую роль играет керамика в Ваших интерьерах?
- Безусловно, керамика, также как и освещение, играет огромную роль в моих работах. Так или иначе она присутствует во всех проектах без исключения. Керамогранит крупного и малого формата, объемные и текстурированные изделия, с матовой или блестящей отделкой. Керамика открывает широкие возможности для творчества. Это – передовой материал, и также как и все другие важные материалы, переживает постоянную эволюцию, следить за которой интересно любому профессионалу.
- Рискуете ли Вы, делая ставку на керамику?
- Отнюдь нет. Это надежная ставка. Сегодня керамическая плитка в моде, и не только я, но и многие другие профессионалы используют ее повсюду в своих работах. Знаменитые архитекторы, не испытывая сомнений, разрабатывают крупные проекты, в которых керамика играет главенствующую роль. Взять хотя бы Павильон Испании на Всемирной выставке в Аичи в 2005 году архитектора Алехандо Саэра-Поло, или прекрасный крытый рынок Санта-Катерина в Барселоне архитекторов Миральеса и Тальябуэ...
- Что дает, чем ценна керамика по сравнению с другими материалами?
- Керамика – это текстура, цвет, теплота, новизна, блеск, прочность и многое другое. Она позволяет преображать пространства, персонализируя каждое помещение благодаря бесконечному разнообразию существующих коллекций. Керамика принимает активное участие в моих проектах, еще и потому, что она способна адаптироваться, по форме, текстуре, формату, цвету и объему, к каждой конкретной ситуации. Керамическая плитка и керамогранит пользуются безусловным признанием и сполна удовлетворяют функциональные и эстетические требования самых сложных проектов. В этом их дополнительная и непревзойденная ценность.
- В ходе Вашей карьеры архитектора, специализирующегося на интерьерах, какие новые возможности Вы открыли в керамике?
- По всему видно, что в последние годы производители керамической плитки работают с особым энтузиазмом. Чувствуется, что они не жалеют средств на финансирование научных изысканий и разработок. И поэтому сегодня многие из профессионалов придают этому материалу большее значение, чем раньше.
- Каков Ваш последний проект с использованием керамики в качестве важного компонента?
- Все мои проекты включают керамику. Например, клуб любителей корриды «Соль и Сомбра» в Мадриде. Целая стена в нем облицована керамической плиткой, на которую, с помощью цифровых технологий, удалось нанести изображение огромных фигур тореадоров, не упуская ни единой детали их парадного одеяния, вплоть до золотых позументов жакета. Керамическая плитка превратила эти плоскостные изображения в скульптуры с помощью кубиков со встроенными светодиодами, меняющими цвет. Ручная роспись на испанской плитке, вызывает ассоциации со старинными тавернами, но цифровая технология уравновешивает впечатление, примиряя это произведение с современными вкусами.
- Почему для композиции на выставке «Каса Декор» Вы выбрали название «Керамическая гармония»?
- Потому что с первого момента создания этого ансамбля его окружала гармония. Тут керамика словно слилась с пространством и окружающим предметным миром, создавая архитектурные эффекты наподобие музыкальных нот, которые вместе строят музыкальную гармонию, очень тонкую, но все равно ошеломляющую.
- Почему Вы считаете, что в этом проекте лучше всего отразился Ваш личный стиль?
- Все мои проекты преследуют инновационные цели. На этот раз, кроме инновации, керамика помогла мне выйти за рамки привычного и создать произведение внушительных размеров, обогащающее саму концепцию авангардного интерьера.
- Что Вы хотели выразить в этом произведении?
- Я хотел показать, что керамическая плитка – это не только авангард и новаторство, но, прежде всего, универсальность. Мне хотелось убедить зрителя в том, что в керамограните можно воплотить самые разные поверхности и объемы, и ничего не стоит отыскать ей новое применение, например, в оформлении ортогональных поверхностей.
- «Керамическую гармонию», несомненно, можно считать важной вехой в архитектуре интерьеров. Что привнесла керамика в этот амбициозный проект?
- Керамичекая плитка была в центре всего замысла. Без этого материала, его форм и объемов, проект был бы нереализуем. Я очень горжусь тем, что «Керамическую гармонию» называют самым авангардным и актуальным произведением современного керамического декора.