Изразцы создавали в очень многих странах Востока и Европы более тысячи лет тому назад. В России в XVII-XVIII веках подобными изразцами украшали детали фасадов домов. Но в большинстве стран кустарное или полуфабричное изготовление изразцов вытеснено заводским производством облицовочной плитки. Одна из немногих стран, сохранивших и поддерживающих искусство создания изразцов в стиле «азулежу» – Португалия. В этой стране есть даже выставка азулежу, где экспонируются образцы, созданные в стране на протяжении последних пяти веков, и где в полной мере можно оценить этапы развития этого искусства. Например, в XVIII-XIX веках на португальской плитке практически невозможно было встретить изображения людей. А если взять лучшие образцы XV века, то центральная роль на них отведена именно человеку.

Панно в стиле

Среди изразцов есть выдающиеся работы некоторых мастеров, полностью посвятивших себя их созданию. Португальцы не являются родоначальниками изразцов азулежу, но по массовости этого направления, безусловно, лидирует. В каждую историческую эпоху находились художники, создававшие произведения искусства, служившие эталоном, и уже массовое производство по мере возможности подтягивалось к этому уровню. Несомненно, в отдельные моменты наблюдались спады, но в целом можно отчетливо проследить непрерывное движение в сторону совершенствования не только техники, но и эстетического уровня. В настоящее время азулежу – неотъемлемая часть современной португальской архитектуры. И можно уверенно заявить, что если пройтись по любому португальскому городу, двух одинаковых изразцов не найти.

Здание облицованное изразцами в стиле

На постсоветском пространстве ярким представителем ручной росписи керамической плитки можно назвать художницу из Казани – Флеру Даминову. Случайно увидев документальный фильм о Португалии, ее поразила самобытность и красота фасадов жилых домов и общественных зданий, облицованных изразцами азулежу в сине-голубой гамме. С тех пор этому виду искусства Флера уделяет большую часть своего времени.

«Чтобы в полной мере освоить эту технику, я подняла много литературы, много читала, смотрела, училась и за прошедшие пять лет я нашла свои ориентиры в творчестве, – пишет о себе Флера Даминова. Теперь я рисую то, что мне нравится самой, украшает интерьеры и радует глаз моих заказчиков!»