Вилла Монтебар — обитаемый монолит в швейцарских Альпах

Препятствия иногда способствуют смелому экспериментированию, позволяющему находить неординарные решения. В архитектуре в том числе. Иными словами, строгое строительное регламентирование может здорово подтолкнуть проектировочный поиск и привести к блестящим техническим и эстетическим решениям. В данном случае проектировщику было предписано сделать скатную крышу темно серого цвета для интеграции здания с пейзажем. «Да будет скатная крыша!» — возможно, такими словами принял вызов Якопо Маскерони — молодой, но уже обещающий архитектор с опытом участия в престижных проектах и с международным признанием. На этот раз он отказался от свойственного ему стилевого языка, в котором предпочтение отдается белым ярким домам с плоской крышей.

Уточним, что в данном случае крыша имеет шесть скатов, расположенных в ассиметричной схеме со смещением в сторону горы, для того чтобы главный скат повторял склон горы. Сплошная керамическая облицовка покрывает все поверхности, наклонные и вертикальные, сплавляя в единый массив фасады и кровлю. В результате мы имеем монохромное, выполненное в едином материале, монолитное строение, обладающее поэтичной строгостью, которую Маскерони усвоил из уроков своего учителя Ричарда Майера.

В первый момент здание производит впечатление постороннего элемента, но постепенно начинаешь понимать его глубокую гармонию с окружающей природой, его слияние с величественным пейзажем, читаемое в повторении линий наклона, в использовании природных материалов, в поглощении света и тепла, словно, в осмотическом обмене энергией.

Дом, покрытый, будто панцирем с трех сторон, защищающим внутреннее пространство и его обитателей, полностью открыт с южной стороны: панорамное застекление и лоджия в дневной части дома дарят ему обзор на 180 градусов. Все жилые помещения расположены на одном уровне и включают в себя гостиную, кухню, три спальни (две из которых имеют двойную высоту, где кровать расположена на антресоли), кабинет, две ванных комнаты, прачечную, техническое помещение, кладовую и гардеробную.

Монолитный вид виллы достигается благодаря тотальной облицовке керамическим гранитом непрерывным методом по всей поверхности кровли, фасадов и створчатых ставен

Каркас строения представляет собой деревянную конструкцию с термоизоляционной структурой, состоящий из сборных панелей и смонтированный на месте в течение нескольких дней. Такая же стратиграфия повторяется в структуре кровли и периметральных стен, имеющих 22 см. изоляционного слоя и двойной слой наружной вентиляции, что придает оболочке здания высокую энергетическую эффективность. Но именно финальная [и тотальная) оболочка определяет технико-экспрессивную оригинальность здания, настоящий проект внутри общего проекта.

«Кожа», покрывающая виллу Монтебар, состоит из плит керамического гранита (производства Casalgrande Padana, линия Pietre native, коллекция Amazzonia); цвет Dragon Black и шероховатая отделка завершают эффект технологической альтернативы темному по цвету местному камню. Каждый фасад проектировался отдельно плитка за плиткой, что создавало динамичный рисунок из плит в трех форматах (45x90, 30x90 и 15x90 см), установленных по системе вентилируемых фасадов по четкой схеме монтажа на алюминиевую конструкцию, кромка плит обработана под 45 градусов, что подчеркивает геометрическую четкость объема. Главенствующая роль этого материала подтверждается и в облицовке створчатых ставен, выполненной таким образом, что при их закрытии не нарушается единство композиционного рисунка всего фасада.

Оконные ставни, таким образом, модулируют визуальный ритм фасада, особенно вечером, когда из узких высоких окон льется наружу электрический свет, рождая волшебные световые переливы. Еще более зрелищным выглядит тонкая, как лезвие, световая полоска, обозначающая основание здания, почти превращая его волшебным образом в космический корабль в момент приземления. По-видимому, в этом заключена тайна очарования данной архитектуры: ее способность сочетать в себе основополагающие древние принципы с элементами из области научной фантастики.