Возрождение главного железнодорожного вокзала Турина, торжественное открытие которого состоялось в феврале 2009 года (хотя часть строительных работ продолжается до сих пор), стало возможным по двум причинам. Первая из них - мощный проект модернизации и валоризации недвижимости, запущенный компанией Grandi Stazioni spa, целью которого является обновление 13 важнейших железнодорожных вокзалов Италии: кроме туринского Порта Нуово, который занимает третье место в Италии по количеству ежедневно перевозимых пассажиров (192 000 человек), центральные вокзалы в Бари, Болонье, Милане, Неаполе, Палермо, Санта Мария Новелла во Флоренции, Бриньоле и Пьяцца Принчипе в Генуе, Термини в Риме, Местре и Санта Лючия в Венеции, Порта Нуова в Вероне.
Второй причиной послужили местные перемены, которые избавили Турин от печального имиджа города одной компании. Ими стали разработанный в 1995 году студией Gregotti Associati план городского обустройства, который был направлен на восстановление города вдоль железнодорожных путей в направлении Милана, возврат к использованию десятков заброшенных зон (от Карпано до суконной фабрики Colongo и ремонтных мастерских OGR), проведение Олимпиады, открытие долгожданной первой линии метрополитена и многочисленные культурные и гастрономические начинания (от мира Slow Food до музейных и кинематографических центров). Вот только некоторые из событий, продемонстрировавших желание создать для Турина новую роль на национальном и международном уровне.
Идея реконструкции вокзала Порта Нуова зародилась из проекта Марко Тамино (который подготовил сначала предварительный, а затем окончательный план в период с 2000 по 2004 г.г.) и воплощается в жизнь руководимой Джузеппе Амаро компанией Italiana Costruzioni при сотрудничестве художественного консультанта Луки Моретто. Реконструкция, которая обошлась в 45 миллионов евро, затронула в основном внутреннюю часть здания, построенного по проекту Алессандро Мацукетти и Карло Чеппи и открытого в 1864 году. Расположенное в самом центре города, между проспектом Витторио Эмануэле II, улицами Сакки и Ницца, сооружение сохранило и укрепило свою индивидуальность, поскольку реставрационные работы его внешней части ограничились чисткой и восстановлением потрескавшихся деталей. Внутреннюю же реорганизацию вокзала можно разделить на две части.
Первая часть коснулась «зоны вокзала», которая, несмотря на продолжающиеся железнодорожные перевозки по 20-ти существующим путям (на которых не было произведено никаких серьезных работ), в целом была сокращена. Были модернизированы и объединены в едином пространстве, перенесены ближе к перронам и отдалены от главного входа билетные кассы, залы ожидания и зоны для пассажиров, что облегчило доступ от второстепенных входов (прежде всего, с улицы Сакки). Вторая часть реконструкции затронула имеющую выход в город торговую галерею площадью 15 000 кв.м, которая превратилась в основу всего комплекса и служит фильтром между предстающим во всей красоте своего полукруглого покрытия главным залом, куда поднимаются эскалаторы из метрополитена, и железнодорожными путями.
В галерее, размещенной на двух уровнях, благодаря строительству нового, отделенного от главного зала большим защитным стеклом мезонина, были изменены с целью повышения эффективности использования торговых площадей все переходы, несмотря на то, что это вызывает легкое чувство растерянности у пассажиров, ищущих в главном зале выходы к поездам. При реконструкции были использованы различные материалы. В уже существующих частях здания была отреставрирована штукатурка, витражи, каменные элементы (напольного покрытия и колонн), лепнина (на некоторых, практически неизвестных ценных участках). В новых частях, оживленных яркими красками, преобладают материалы, соответствующие представлению о «больших вокзалах»: металл и стекло на парапетах, вертикальных (и мезонине над главным залом) и горизонтальных (на крытой, обустроенной между проходами «площади») перекрытиях, а также в подвесных потолках, на эскалаторах и в лифтах; матовый керамогранит (цвета Pietra Serena коллекции Ambienti компании Caesar) для обширного напольного покрытия мезонина.
Сегодня вокзал Порта Нуова несомненно выглядит более красивым, оживленным и современным, однако его трансформация еще не завершена, а его будущее зависит прежде всего от нового вокзала Порта Суза, который в 2012 году стал терминалом для высокоскоростных поездов.