В ста девяти километрах на юг от Лимы, на берегу океана, расположилась деревушка, которая получила название Серро-Азул (что в переводе означает «голубой холм»), благодаря синеве окружающих ее возвышенностей. Здесь есть и большой пляж, и высокие волны, которые очень полюбили нередко встречающиеся здесь серфингисты. Мелкий и темный песок местами прерывается едва заметными скалами. Одна из них образует что-то наподобие каменистой ниши: именно здесь Хавьер Артади — один из самых известных южноамериканских архитекторов недавно реализовал один из своих проектов, получивший название Las Palmeras. Речь идет о параллелепипеде, имеющем восхитительную и строгую, однако в то же время не минималистскую форму, которая одновременно отделяет и вписывает его в окружающий пейзаж: «абстракция чистых форм» — так определил его сам архитектор.

Здание имеет три уровня, каждый из которых отличается только ему присущими размерами, планиметрией и оформлением. Первый уровень облицован беспорядочно уложенной мозаикой из морских камешков, создающей впечатление ее «растворения» в находящейся рядом скале. На нем расположены гараж и зона для гостей. Второй этаж, где находятся спальни хозяев, отличается полосатой оболочкой с большими окнами. Однако самым красивым является третий этаж, состоящий из гостиной, столовой и кухни, поскольку помимо закрытого корпуса, он также оборудован большой открытой террасой. На ней были обустроены защищенные с двух боков стенками с отверстиями для лучшего проникновения света и воздуха открытая гостиная и узкий бассейн, который также исполняет роль парапета.

Параллелепипед строгой минималисткой формы.

«Я хотел, — говорит Артади, — создать ощущение нахождения в открытом море, похожее на то, которое возникает на капитанском мостике корабля». Отсюда открывается необыкновенно красивый вид на бесконечный горизонт океана, который полыхая в лучах заходящего солнца, освещает бассейн собственным светом и становится совершенно неподражаемым. Внутренние помещения просторны, их окна смотрят на океан, который превращается в декоративный фон. Их собственный декор очень скромен, некоторые предметы встроены в стены и выступают из них ровно настолько, сколько нужно для придания движения окружающей обстановке. Материалы созвучны общей теме проекта: слои стекла, стали и дерева сменяют камень, за которым следует окрашенный цемент.

Для напольного покрытия использована одноцветная керамика правильной формы. Ее выбор не случаен: использование темно-серой плитки Stromboli из коллекции «Basaltina» компании Casalgrande Padana напоминает окружающие дом скалы и одновременно создает выразительный контраст с белоснежными стенами. Кроме того, керамика элегантно и строго подчеркивает разделение пространств, а на потрясающей, напоминающей открытый дворик террасе, она играет решающую роль. Окаймляющая бассейн плитка отмечает границу между искусством и природой, между строением и морским пейзажем.

Вид на океан

Хавьеру Артади удалось достичь великолепных результатов; он усовершенствовал собственный проект дома на пляже Las Arenas, который в 2004 году привлек внимание любителей и критиков архитектуры, завоевав множество премий. Речь идет о проекте, воплотившем в себе зрелый и индивидуальный стиль мастера, открытый влиянию греческой, итальянской, марокканской приморской архитектуры с одной стороны, и творчеству Ле Корбюзье — с другой, которые архитектор приспособил к условиям местности. Вот, что сказал сам Артади: «Я работаю архитектором на побережье Перу — пустынной полосе с уникальными характеристиками, объясняющимися проходящему здесь холодному течению Гумбольдта, которое способствует не слишком жаркому климату и почти полному отсутствию дождей. Думаю, что моя архитектура самым естественным образом реагирует на такие условия и это отражается в конечном результате. В своей работе я преследую две цели: разработать правильное с геометрической точки зрения и легкое для прочтения архитектурное сооружение и обеспечить легкое и эффективное ведение в нем человеческой деятельности. А еще я заинтересован свести до минимума количество используемого материала». В эффективности этих идей можно убедиться наглядно, взглянув на метафизические конструкции концептуальной архитектуры, которые связаны с чрезвычайно заманчивой и удобной для жизни идеей тишины.