Урбанистическое деревоЭтим летом в результате конкурса, организованного Ассоциацией «Самодостаточность и архитектура» (ASA), концерном Porcelanosa и Муниципальными советами городов Алькала-де-Энарес и Сантьяго-де-Компостела, появился на свет прототип «Урбанистического дерева», созданный архитекторами Уриелем Фоге и Карлосом Паласиосом (студия elii arquitectura). Именно они были признаны победителями конкурса, целью которого, по словам архитектора и члена совета ассоциации ASA Тересы Батлье Пажес, является «с одной стороны, передача знаний о самодостаточности архитекторам, а с другой стороны, передача понимания важности самодостаточности в архитектуре всем членам общества».

Тема самодостаточного и рационального развития сейчас в моде, но в основе ее лежат такие долгосрочные понятия, что необходимо предложить обществу более конкретизированное и ясное представление о ней. Именно с этой целью возникла ассоциация ASA. Рассказывает ее председатель, Мария Хесус Гонсалес Диас: «Было очевидно, что тема самодостаточности всех интересует и что архитекторы, архитектура в целом, должны сказать в ней свое веское слово. Существовала насущная необходимость в создании подобной независимой и многоотраслевой инициативы».

Искусственное дерево, изготовленное компаниями Unisystems и Butech концерна Grupo Porcelanosa, сначала было представлено публике в Алькала-де-Энарес, а затем переехало в Сантьяго-де-Компостела. Принцип его работы очень прост. Пытаясь популяризировать экологию и сделать ее более привлекательной, Фоге и Паласиос придумали городское дерево, «заботясь о котором, ты заботишься о себе самом». С одной стороны, кручение педалей обеспечивает физическую нагрузку и полезно для здоровья, а с другой, оно генерирует энергию, благодаря которой насосы подают воду из резервуаров к верхушке дерева, где происходит полив высаженных растений. Кроме того, для большей аналогии с настоящим деревом, на нем установлены солнечные панели, подобные пассивным системам питания растений, которые собирают солнечную энергию и преобразовывают ее в электричество. В дереве предусмотрен ряд приспособлений для коммуникации, например красные лампочки в «кроне», свечение которых означает полную зарядку системы и возможность подачи воды вверх; по мере разрядки аккумуляторов, лампочки гаснут. Кроме того, на седлах велосипедов установлены желтые лампочки, мигание которых означает «покрутите педали или я погибну», — охотно поясняют создатели дерева, потому что именно таким образом можно донести необходимость заботы об окружающей среде до широкой публики, «стремясь к тому, чтобы люди самостоятельно подключались к этой деятельности, не навязывая ее».

Другие архитекторы из совета ассоциации ASA также поделились своим мнением по этому поводу. Так, Сесар Руис-Ларреа Кангас с решительностью, основанной на обширном опыте, заявил, что важно, чтобы самодостаточность не становилась для общества избитым, банальным термином и добавил: «Мне неинтересно делать самодостаточные архитектурные проекты, мне интересно делать архитектурные проекты самодостаточными, создавать качественную архитектуру». Такие откровенные заявления соответствуют его действиям, так как он создал в своей студии отдел научных исследований для упрочнения «жизненно необходимой связи с промышленным дизайном». Этот архитектор сознательно избегает «архитектуры, слишком подчиненной чисто художественным целям, формальной, чрезвычайно самодовольной и чересчур поверхностной». Результатом работы его отдела уже стала регистрация нескольких патентов, а также создание энергосберегающих фасадов и светильников с рациональным расходом энергии, потому что, как уверяет этот архитектор, «надо работать с энергией, она должна рассматриваться как один из материалов любого дизайн проекта».

Казначей ассоциации, архитектор Андрес Переа Ортега, уже спроектировал два абсолютно самодостаточных объекта и намерен продолжать работать в этом направлении в будущем. Нельзя забывать, что, согласно решению Европарламента, в 2016 году все общественные здания должны иметь нулевое энергопотребление, то есть должны вырабатывать всю необходимую им энергию, а в 2020 году это требование будет применяться ко всем европейским зданиям. «Необходимо не только начать уделять первостепенное внимание темам энергосбережения, но и разрабатывать новые технологии, помогающие архитекторам. И в этом направлении концерн Grupo Porcelanosa подает пример другим компаниям. Уже много лет он работает над созданием высококачественных материалов из вторичного сырья и даже производит геотермические системы», — заметил Переа.

Для ассоциации ASA поиск компромисса между охраной окружающей среды и самодостаточностью зданий, в основном, должен вестись в архитектурных студиях. Хотя в данный момент они живо интересуются этими темами, по мнению председателя ассоциации, «еще очень многое предстоит сделать», чтобы преодолеть давление поверхностных и преходящих интересов и достичь более серьезной модели новых решений. Именно такая серьезность характеризует подход Ассоциации «Самодостаточность и архитектура», созданной по инициативе Высшего совета коллегий архитекторов Испании, ко всем проектам или «АСАкциям», как они называют различные акции, связанные с вопросами самодостаточности и общественной дискуссией с участием специалистов различного профиля. Ведь задача ASA — способствовать этим явлениям. По словам одного из членов совета ассоциации, Исаскун Чинчильи, они столкнулись с трудностями, обусловленными тем, что большая часть целей устойчивого и самодостаточного развития являются очень долгосрочными, «это процессы трансформации, чаще всего преобразования структурного типа, требующие довольно глубоких изменений в среде профессионалов», однако, несмотря на это, важность и срочность проявления реальных изменений очевидна. В связи с этим было принято решение о создании предложений, которые могут способствовать по-настоящему глубоким изменениям, в то же время, повышая сознание их необходимости уже сегодня.

В глазах общества эта ассоциация является объединением архитекторов, имеющих серьезное образование в области самодостаточности и устойчивого развития, которые хотят «изменить устоявшийся стереотип архитектора как простого строителя зданий и превратить его в рационального преобразователя городов, в которых мы живем», — пояснила Исаскун Чинчилья. Она дает «АСАкциям» следующее определение: «это акции, имеющие непосредственный эффект и позволяющие перейти от открытого конкурса к созданию прототипа и привлечь к этой теме внимание городской публики». Помимо «Урбанистического дерева» в Алькала-де-Энарес и Сантьяго-де-Компостела и предыдущей «АСАкции», состоявшейся на Канарских островах, ассоциация ASA проводит еще один конкурс, срок подачи проектов на который завершился совсем недавно. Он называется KBXXI, «Барселонский бумажный театр XXI века». Очевидно, что ASA старается полностью учитывать местные потребности. В дополнение к этой деятельности ассоциация занимается исследованиями и поддерживает диалог с компаниями, имеющими отделы НИОКР и разрабатывающими собственную новаторскую продукцию, связанную с вопросами энергосбережения и самодостаточности, как это делает концерн Grupo Porcelanosa.