Пачи Мангадо родился в 1957 в Наварре. Свою профессиональную деятельность в качестве архитектора в Испании он совмещает с преподавательской работой за границей, ведет семинары по архитектуре в Гарвардском университете под эгидой ассоциации ASCER. Испанский павильон на «Экспо Сарагоса 2008», ключевым элементом которого является керамика, станет важной вехой в истории современной испанской архитектуры. Недавние проекты Пачи Мангадо, такие как футбольный стадион в Паленсии или площадь Дали в Мадриде, служат примерами успешного применения экспериментальных методов архитектора, вполне сознающего, что павильон Испании на «Экспо Сарагоса 2008» станет отправной точкой в его творчестве.
Керамика – ключевой элемент в проекте испанского павильона. Почему Вы остановили свой выбор на этом материале, и какую роль он играет в проекте?
Керамика играет в проекте ведущую роль. Сначала мы решили использовать ее в применении к эффекту испарения, но впоследствии она заняла главенствующее место и как формообразующий элемент, символ самого павильона.
Что привлекает Вас в керамике как материале и архитектурном элементе?
Современная керамическая плитка – простой и недорогой материал, но он обладает способностью впитывать в себя творческий замысел художника и может стать настолько прекрасным и привлекательным, насколько это необходимо. Простота керамики как материала, рожденного Землей, таит в себе необъятные возможности.
Вы уже использовали керамику в других проектах и, если да, то в каких?
Если я и использовал керамику раньше, то совсем по-другому. Не так масштабно. Сейчас для меня керамика превращается в особый стиль самовыражения в архитектуре. Этот материал, как ни один другой, воплощает в себе единство цели и средств, к которому должен стремиться любой архитектор.
Вы ведете архитектурный семинар в Гарварде, причем керамика играет особую роль в этом семинаре. Как Вы оцениваете свой опыт в этой области? Как оценивают будущие архитекторы возможности этого материала?
Они просто очарованы керамикой и ее возможностями. Элемент виртуальности в изучении архитектуры очень силен, а тут речь идет о материале, открывающем массу идей и возможностей для реального творчества, осязаемых проектов. В образовательном смысле это удивительно обогащающий опыт. И результаты его налицо.
Из Вашего опыта в Гарварде и других учебных заведениях США, как видится американцам испанская культура и архитектура в частности? Упоминается ли тут керамика?
Испанская архитектура в США и других странах пользуется большой популярностью, причем формированию такого положительного имиджа служат не только наши материальные достижения, но и стиль работы испанских архитекторов. Что касается керамики, то она не очень хорошо известна, во всяком случае, на Восточном побережье. Вместе с тем, все больше молодых архитекторов стремятся к исследованию новых материалов, а керамические покрытия, несмотря на их древнюю историю, считаются здесь новшеством, завораживают воображение. Результаты нашей работы в Гарварде получили широкое распространение.
Вы считаете, что архитекторы уже достаточно высоко оценивают керамику?
Пока еще нет, но это положение быстро меняется. Такие активные ассоциации, как ASCER, и такие проекты как испанский павильон на «Экспо Сарагоса 2008», благодаря своей способности привлекать внимание средств массовой информации, делают для этого очень много. Сейчас мы хотим использовать одну из деталей павильона для фасада многоквартирного социального здания в Санта-Коломе. Мне кажется, что такие неожиданные качественные скачки в использовании одного и того же материала, говорят о его поистине неограниченных возможностях.
Керамическая плитка – это одновременно и традиционное мастерство, и технологические инновации. Какое новое применение может найти этот материал за пределами пространств, в которых он использовался традиционно? Возможности керамики, ее податливость, адаптационные качества позволяют использовать этот материал в самых неожиданных областях, для изготовления мебели для дома и улицы, крыш и т.д. Это то, что мне приходит сейчас в голову.
Существует ли возможность широкого применения керамики в крупных архитектурных проектах по всему миру, подобно тому, как это происходит в Испании. Каким Вы видите будущее этого материала?
Возможно, использование керамики будет расширяться. Это зависит от нашей способности эффективно продвигать этот материал за пределами Испании. Я очень заинтересован в мероприятиях, проводимых за рубежом. Американский рынок, например, огромен и имеет большое будущее. Я думаю, это возможно, и мы должны к этому стремиться.
Каково Ваше мнение о новой испанской архитектуре? Какое место занимает она в мировой архитектуре?
Она продолжает занимать видное место, сохраняет высокий уровень, несмотря на засилье бессмысленных коммерческих элементов. Появляется все больше талантливых молодых архитекторов. Раньше мы всегда говорили об отдельных личностях, а в последнее время серьезно повысился средний уровень.