Фабрики, музеи, салоны — после всего того, что было сделано в последние годы, осталось ли еще место для чего-то действительно нового? Норман Фостер, компетентный и страстный коллекционер автомобилей, а также заслуженный архитектурный мэтр, продемонстрировал, что осталось. Отец самой образцовой современной автомобильной фабрики — предприятия «Рено», открытого в Свинтоне в 1986 году, оставив этот успех в прошлом, пошел на вересковой пустоши г. Уокинга менее проторенным путем, создав комплекс, в котором производственная функция приобрела символическое значение. Прямым следствием этого стала форма, которая нисколько не напоминает фабрику, соответствующую общепринятым канонам. Не похожа она и на архитектурное сооружение, поскольку в основе концепции этого здания лежало стремление полностью метаболизировать его с окружающим пейзажем. В общем, настоящая антиикона по сравнению с самопрославляющими соборами, возведенными в последнее время архитектурной star system.

Линии, где осуществляется сборка, окраска, отделка и испытания автомобилей.Линии по производству и сборке спортивных автомобилей "Макларен".

Для достижения такого результата — подобия вывернутой наизнанку архитектуры, первостепенную роль сыграли интерьеры. Фабрика полностью преобразилась, оставляя с открытым ртом тех, кто не просто заказывает автомобиль, но стремится получить уникальный экземпляр. Здесь клиент видит не производство своей машины, а становится свидетелем ее рождения. Именно поэтому ее атмосфера более напоминает клинику, чем традиционный цех. Сам Рон Деннис, харизматичный executive chairman «Макларена», говорит, что в числе переданных команде Фостера рекомендаций на первом месте стояло требование воплотить в новом здании оригинальность не только продукции «Макларена», но и ее образа мышления.

В Уокинге (англ. Woking), графство Суррей (англ. Surrey), на юго-западе от Лондона, производственный центр «Макларен» является последним элементом промышленного комплекса. Он включает в себя подземный центр для посетителей, а также уже завоевавший известность, благодаря своей архитектуре, технологический центр, который был открыт в 2004 году и возведен по проекту все тех же Foster+Partners. Новое здание представляет собой прямоугольное строение, крытая площадь которого составляет 34500 квадратных метров. Внутри него разместились линии по производству и сборке спортивных автомобилей «Макларен», предназначенных для обычного дорожного движения, в том числе новой модели МРД-12С. Технологический и производственный центры возвышаются рядом друге другом и соединены подземной галереей. Вся земля, вырытая при закладке фундамента и строительстве подземного этажа (около 180 тысяч кубических метров), была оставлена на месте и использована для восстановления пейзажа, оптимизируя экологичность здания, разработанного в соответствии с самыми передовыми канонами энергетической эффективности.

Верхний уровень производственных цехов.Атмосфера в здании больше напоминает клинику, чем традиционный цех.

В основе плана здания лежит производственный поток. На нижнем уровне находятся склады и установки. На верхнем уровне — линии, где осуществляется сборка, окраска, отделка и испытания автомобилей. Кроме того, была создана специальная панорамная площадка, обеспечивающая посетителям лучший обзор. Опорные и кровельные структуры являются металлическими, в то время как подземный этаж был построен из цементных блоков на бетонном фундаменте. Оболочка, созданная из теплоизолированных сэндвич-элементов марки Trimo (одного из технических партнеров «Макларена»), предусматривает двойную панельную стенку с целью создания прослойки, внутри которой проложены распределительные линии различных систем. Помимо оболочки, сети сжатого воздуха, электричества, вентиляции, коммуникаций и т.д. проходят также под полом, в подвесных потолках, в покрывающих пилястры кожухах. Капиллярность и гибкость систем и точек подсоединения к ним обеспечивают свободу размещения и перемещения монтажных установок в соответствии с постоянно меняющимися производственными требованиями. Скрупулезность при разработке деталей отразилась не только на внешнем виде и отделке здания, но и на стоимости работ и сроках их выполнения. Доказательством тому, например, является тот факт, что размеры решетки для модульной укладки на конструкции здания соответствуют размеру напольных плиток покрытия (32 тысячи квадратных метров поверхности), позволяя таким образом оптимизировать операции по их укладке, минимизировав количество отходов.

Технологическое партнерство между компаниями «Пасторелли» и «Макларен» и в этом случае позволило добиться результатов высочайшего уровня. Неслучайно, сам Рон Деннис утверждает: «Производственный центр устанавливает новые стандарты качества для нашей отрасли, и Pastorelli Сeramiche сыграла значительную роль для достижения этого результата». Являясь производителем всех напольных покрытий в соседнем технологическом центре, Pastorelli продолжило таким образом сотрудничество и поставки, которые помимо нового производственного центра в Уокинге, охватят также все салоны «Макларен Аутомотив» в мире.