«Революционная» мозаика Nolla применялась для декорирования домов и дворцов по всему миру. Даже сегодня ее можно увидеть в отделке стен и полов общественных и жилых зданий. Но керамика марки все еще остается малоизвестной в ее родной Валенсии. И сейчас команда исследователей пытается вернуть ее из забвения.
Каталонский предприниматель Miguel Nolla открыл в Валенсии предприятие во второй половине XIX века, а производство продолжалось до 70-х годов прошлого века. История марки столь сильно очаровала Xavier Laumain и Angela Lopez, руководителей компании по реставрации объектов культурного наследия ARAE, что в 2010 году они начали исследование старинной фабрики в местечке Мелиана.
«Проект начал жить собственной жизнью, когда мы стали узнавать о качестве материалов и характере людей, стоящих за их изготовлением», поясняет EFE Laumain, президент Центра исследований и распространения знаний о Ceramica Nolla. Сейчас в группу по изучению входят пять экспертов в области керамики, которая отличается столь же высокой устойчивостью, как и каррарский мрамор.
Помимо технических свойств эту плитку отличает характерный дизайн, маленькие изделия ярких цветов легко сочетаются между собой, образуя композиции. Некоторые виды мозаики все еще украшают чарующие фасады и кабинеты общественных зданий в Валенсии, например, муниципалитета, почты и театра. Но предприятие из Мелианы участвовало в проектах в разных странах: Португалия, Франция, Россия, Аргентина, Мексика, Чили и Гватемала.
В конце века методы работы Miguel Nolla произвели настоящую революцию. Он организовал школу, систему, ставшую предшественником страхования, и придумывал стимулы для лучших работников.
Работа компании продолжалась на старинной ферме Palauet Nolla, расположенной рядом с фабрикой. Здесь был зал для экспозиций, стены и полы облицовывались мозаикой собственного производства. Посетить Palauet приглашали важных людей со всей Европы.
Гауди использовал эту валенсийскую мозаику при разработке своего знаменитого Casa Batllo. После смерти Nolla предприятие перешло к семейству Trenor и с расцветом модернизма обрело «вторую жизнь», но закрывшись в 70-е годы, оказалось в забвении. Гений Miguel Nolla заключался в том, что он создал фабрику, которая была не просто производственным центром, а непосредственно рекламировала свою продукцию. И теперь исследователи работают над тем, чтобы, насколько возможно, провести учет сохранившейся керамики, прежде всего в частных домах.
«Люди старшего поколения ценят мозаику Nolla, так как ее легко чистить, и она не изнашивается, а молодые выбирают эту плитку, поскольку она в моде, но лишь немногие любят ее за то, чем она действительно является», выражает сожаление Laumain. Но при этом он поясняет, что «как только люди узнают, что такое керамика Nolla, они начинают замечать ее в разных местах и сообщают нам об этом».
В 2017 году команда исследователей организует конгресс в Барселоне, экспозицию, культурные маршруты и подготовит образовательный план для школьников. А также продолжит работать с базой данных мозаики, которая сохранилась в Сообществе Валенсии. Этот титанический труд преследует важную цель — распространить информацию о культурном наследии, которое многие годы пребывало в полном забвении.