Агентство, основанное в 1984 году в Гамбурге, специализируется в проектировании отелей, ресторанов, центров wellness и корпоративного дизайна. В него входят архитекторы, дизайнеры, графики, техники, стилисты – всего около сорока человек – чьи компетенции на 360 градусов охватывают все виды деятельности: от проектирования интерьеров до их реализации, от маркетинга до коммуникационной деятельности. Благодаря подобному целостному подходу, JOI-Design работает в основном в Европе с такими клиентами как Hilton, Four Seasons, Sheraton, Le Meridien, Crowne Plaza, McDonald’s.
Опыт 25-летней деятельности был подытожен публикацией книги «Raum. Werte. Creating Hospitality Design.» (издание Braun). Это больше чем обычное портфолио проектов: это размышление о проектировочных тенденциях и поведенческой эволюции в гостиничной сфере ближайшего будущего, временной горизонт которого определен 2015 годом. Вот что по этому поводу рассказывают управляющие менеджеры JOI-Design Петер Йонк и Коринна Крецмар-Йонк.
Как можно сформулировать вашу философию проектирования?
Мы убеждены, что дизайн должен отражать суть отельного бренда, интерпретировать специфику места, быть аутентичным и привлекательным для гостей. Дизайн является мощным инструментом в создании атмосферы, в которой найдут отражение все основные параметры проекта. Отель не должен выражать только идеи и настроения проектировщика, как это бывает в произведениях искусства: дизайн должен быть функционален и принят теми, для кого он задуман. Мы стараемся создавать оригинальные, неожиданные и неформальные решения, потому что считаем, что именно они привлекают гостей.
Из каких компонентов складывается формула успеха в области hospitality design?
Все очень просто. Если гость чувствует себя счастливым, то и наш заказчик тоже счастлив, потому что он зарабатывает! На самом деле, нет стандартной формулы успеха, потому что каждый проект уникален и следует своим особым критериям. Умение слушать и включать свое чутье проектировщика помогают в создании оптимальных проектов.
Каковы макро тенденции развития в отрасли гостиничного строительства?
Направление Wellness или подход «возврат к природе» является одним из доминирующих трендов. В этом смысле нам нравится сочетать архаичные элементы, необработанные текстуры с новыми промышленными материалами, сплавляя их в единый современный стиль. Другая актуальная тема, в которую мы верим, выражена в неологизме «Bleisure», креативное слияние бизнеса с удовольствием (pleasure). Например, гость может сидеть в холле отеля, пить коктейль и в то же время работать с ноутбуком. Постоянно будет возрастать доля женщин как в гостиничной клиентуре, так и в бизнесе по сравнению с доминировавшей до недавнего времени моделью мужского менеджмента и соответствующей ей типологией гостиничного продукта.
Креативный, женский, экоустойчивый: так вы определяете отель завтрашеного дня. Как вы реализуете эти концепции в ваших проектах?
Дизайн в женском ключе означает, к примеру, выбор в пользу ванны в номере, тем самым отдается предпочтение аспекту комфортности, нежели просто установка душевой кабины с чисто функциональным назначением. Или, например, означает проектирование больших гардеробных шкафов и туалетных столиков с правильным освещением для нанесения макияжа. Что касается экоустойчивости, мы стараемся использовать местные продукты и натуральные компоненты. Смещение в сторону феминизации и экоустойчивости отражают стремление общества в целом к комфорту и здоровому образу жизни.
Ваши выразительные средства варьируются от современной классики до авангардного дизайна. По-вашему мнению, будущее за Boutique Hotel или за Design Hotel? Как вы расцениваете успех творческого феномена Budget Hotel?
Оба варианта останутся успешной формулой. Сегодня в моде маленькие частные Boutique Hotel с ярко выраженной индивидуальностью, основанной на интеграции высочайшего качества старого и нового. Этот тренд продолжит свой рост в категории люкс. Одновременно и сетевые отели типа Sheraton, Ramada, Hilton открывают для себя дизайн как маркетинговый инструмент и разрабатывают собственный lifestyle дизайн. Направление Design Hotel является законодательным на данный момент, поскольку теперь среднестатистический клиент не стремится к жестким и традиционным стандартам прошлого. Успех категории Budget Hotel объясняется актуальным экономическим моментом: их секрет в том, что они отражают высокую ценность заработанных денег. И пока это будет так, они будут пользоваться спросом и (как Ikea) будут продвигать хороший дизайн по низкой цене.
Словами «очаруй и продай» вы определяете гостиничный дизайн как прикладной маркетинг. Каковы пределы и каковы стимулы такого видения?
Пределов мы не видим. А стимулы это все то, что может привлечь клиента. В конечном счете, смысл сводится к концепции хорошего дизайна.
Не только обстановка, но и отделочные и облицовочные материалы играют важную роль в эстетическом и функциональном решении отеля. Среди них и керамика. Как вы к ней относитесь?
Плитка предлагает множество функциональных преимуществ и ее применение все возрастает. В наших проектах мы используем плитку для центров спа, ванных комнат, холлов, ресторанов, редко для спальных комнат, лишь в случае напольного отопления. В холлах, как правило, мы стараемся использовать по большей мере керамический материал, хотя многие клиенты сохраняют привязанность к текстильным покрытиям. Но не следует рассматривать только функциональную составляющую: керамика действительно намного прочнее других материалов, но при этом она и очень выразительная, способная представить любую дизайнерскую идею. Плитка предоставляет бесконечные проектировочные возможности и неограниченную цветовую палитру.