Керамическая плитка – это материал, удовлетворяющий насущные потребности человека»

Жауме Колль Конеса (род. в Пальме-де-Мальорка в 1958 г.) в течение почти всей своей профессиональной карьеры занимается керамической плиткой. В 1998 году он был назначен на пост директора Национального музея Керамики и Искусства создания предметов роскоши “Гонсалес Марти”. Кроме того, он является президентом Ассоциации Керамологии и секретарем Отделения Искусства и Дизайна Испанского Сообщества Керамики и Стекла. Ведет интенсивную исследовательскую деятельность; способствует пропаганде культуры керамической плитки за рубежом: сопровождал такие выставки, как “Tile Design in Valencia” (“Дизайн Керамики в Валенсии”) в Нью-Йорке и Далласе, а также “Azulejaría valenciana: cores para arquitectura” (“Валенсийская керамика: цвета для архитектуры”) в Лиссабоне.

Жауме Колль Конеса, Директор Национального музея керамики Валенсии

Существуют свидетельства того, что керамическая плитка была впервые использована в архитектуре за несколько веков до нашей эры. Можно ли сказать, что использование керамики в архитектуре – явление столь же древнее, как и сам человек?
Керамическая плитка, бесспорно, является частью выразительных средств, использовавшихся человеком с древнейших времен, еще с эпохи палеолита, когда охотники с берегов Дуная применяли глину для создания культовых фигур, связанных с плодородием и охотой: это была женская фигура, сделанная из керамики, а также фигурки животных. Эта керамика предшествует архитектуре. Не следует также забывать, что керамическая плитка, даже не обожженная, входила в состав построек в первых поселениях.

Экспонат из коллекции керамики музея.

Кроме того, использование керамической плитки никогда не было ограничено одной географической зоной. Что же такого есть в керамике, что делает ее общей для всего мира?
Это материал, который всегда удовлетворял и продолжает удовлетворять насущные потребности человека. В эпоху неолита он способствовал значительному прогрессу в сфере питания, а также постепенному созданию общества, основанного на производстве. Посуда из обожженной глины позволяет обжаривать или варить продукты питания растительного происхождения, которые в другой форме не перевариваются нашим желудком. В гончарном деле, возникшем 11.000 лет тому назад одновременно в разных точках земного шара, роль играли вовсе не исключительные эстетические свойства материала, а его способность изменять свойства пищевых продуктов, что, в свою очередь, поспособствовало настоящему перевороту в сельском хозяйстве. Пластическая выразительность керамической плитки в сочетании с техническим мастерством позволяет достичь высот, недостижимых другими средствами.

Зал, посвященный мудехарской керамике XV в.

Изделия, какого типа можно обнаружить в постоянной коллекции Национального музея керамики?
От вместилищ, созданных четыре тысячи лет назад, до новейших керамических изделий, причем в этом случае речь идет как о произведениях искусства, так и о высокотехнологичных предметах, хотя в постоянной экспозиции в основном выставлена керамическая плитка, обладающая декоративной ценностью и в большинстве своем изготовленные на валенсийской земле.

В какой мере было предопределено размещение Национального музея в Валенсии?
Для основателя музея, Мануэля Гонсалеса Марти, это было ясным с самого начала. Валенсийское сообщество охватывает территорию, на которой сохранилось очень много керамической плитки исключительной ценности, датирующейся эпохой неолита. Наибольшего расцвета керамическое производство достигло в средние века, при этом позолоченный средневековый фаянс стал первой валенсийской керамической продукцией, распространившейся по всему миру и дошедшей по Средиземному морю до Сирии и Египта. С тех пор целому ряду местных изделий удавалось достичь международного уровня, например, фаянсу из Алькоры, а также изделиям фабрики города Валенсия эпохи барокко. Еще в 1916 году определенная часть интеллигенции заявляла о необходимости создания музея, который отражал бы историю валенсийской керамики. Однако, это стало возможным только тогда, когда Мануэль Гонсалес Марти принес в дар крупную коллекцию керамической плитки в 1947 году.

 

В музее можно встретить изделия, датирующиеся XVI веком, произведения Пикассо, а также средневековые предметы. А какой из экспонатов музея является для вас самым значимым?
Очень трудно ответить на этот вопрос, упомянув только о каком-либо одном предмете. Я позволю себе упомянуть три: умывальный таз с изображением кабарги, – произведение мусульманского искусства Х века, представляющее собой истоки определенной техники, которая затем переживет период расцвета; фонтан с изразцовыми фризами, поскольку он является первым примером архитектурной керамики; и блюдо из Манисеса с изображением генерала Эспартеро, присягающего Конституции в 1837 году. На нем изображено достижение политической системы, основанной на равенстве и демократии – системы, которая на сегодняшний день закрепилась в нашем обществе.

Кроме организации постоянно действующей экспозиции, музей также ведет деятельность другого типа, способствующую распространению керамической культуры. В чем она заключается?
Да, действительно, с одной стороны, в музее есть свои помещения, включающие библиотеку и специализированные реставрационные лаборатории, которые, без сомнения, являются ведущими в стране, а, кроме того, ведется деятельность различных типов, при этом в среднем за год организуется пять выставок, посвященных как истории керамической плитки, так и ее современным аспектам. Мы также организуем семинары, презентации книг, курсы, кружки для школьников, конференции... Интерьеры дворца привлекают внимание посетителей, а великолепный бальный зал идеально подходит для организации концертов и авторских вечеров.

В настоящий момент в музее представлена временная выставка дизайнера керамики Герда Кнеппера. Его произведения носят современный, авангардный характер. Можно ли рассматривать керамику в качестве авангардного материала?
Пластическая выразительность керамики вечна, и, сочетая ее с техническим мастерством – хотя это и не является совершенно необходимым для достижения художественной ценности, – можно достичь высот, недостижимых другими средствами.

Коллекции музея в основном посвящены прошлому керамики. А какое будущее ожидает этот материал?
Музей просто рассказывает об истории одного материала, служащего человеку, подходя к нему с различных точек зрения, в соответствии с меняющимися критериями и ценностями общества в каждый момент. Поэтому экспозиции нашего музея не являются неизменными. Мы постараемся рассказывать обо всем, что будет происходить с керамикой, а, кроме того, попытаемся увеличить популярность керамической плитки в обществе, поскольку она всегда занимала достойное место в истории нашего края.

Коллекции испанской керамической плитки с фотографиями.