Интервью с автором многочисленных проектов, основанных на новаторском использовании керамической плитки, в том числе пространства «Керамический ритуал» в экспозиции «Дом из керамики», представленной на выставке Casa Decor Madrid 2008.

Закончив Архитектурный факультет Виргинского университета в 1991 году, Эктор Руис в течение всей своей последующей карьеры хранил верность керамическим материалам, с которыми он начинал работать еще будучи студентом и которые он снова открыл для себя, став преподавателем того же факультета. В 1992 Эктор Руис создал в Мадриде собственную студию: G&R, где он работает вместе с архитектором Хавьером Гарсией. С тех пор Руис стал автором многочисленных архитектурных проектов, от крупных архитектурных сооружений до магазинов и стендов. Во всех этих проектах керамические материалы были ему верным подспорьем.

Выходец из Кадиса, архитектор Эктор Руис получил заказ на оформление керамического интерьера на выставке Casa Decor Madrid 2008.

- Согласны ли Вы с утверждением, что керамическая плитка – это материал, в котором оригинальность и функциональность находятся в идеальной гармонии?

- Несомненно. Так было на протяжении всей истории. Достаточно вспомнить древние керамические сосуды для хранения воды и пищи. Функциональность всегда была исходным пунктом в использовании керамической плитки, первопричиной возникновения этого материала как такового. Оригинальность керамики люди оценили немного позже, когда стало ясно, что это качество повышает креативную ценность материала, позволяя адаптировать ее к различным тенденциям моды. Сегодня керамические покрытия высоко ценятся и за функциональность, и за оригинальность.

То же самое можно сказать в отношении архитектурных проектов, в которых керамическая плитка, благодаря своей гибкости, имеет большое будущее. Керамическая плитка позволяет создавать экологически устойчивые, долговечные пространства, предлагая одновременно множество оригинальных эстетических решений. Хорошим примером тому являются вентилируемые фасады.

- Какие возможности предоставляет керамика как исходный материал для создания авангардных пространств?

- Любые, какие только могут уместиться в нашем воображении. Возможности керамической плитки не имеют границ. Только керамика позволяет воспроизводить свет и движение в обстановке, где это еще недавно казалось невозможным. Другие материалы, такие как, к примеру, бетон, не обладают такой пластичностью. Иногда использование керамической плитки ограничивается из-за того, что она ассоциируется с небольшими пространствами. Это – ошибка, связанная с недостаточно хорошим знанием материала. Новые форматы керамических изделий позволяют создавать широкие линейные горизонтальные пространства, обеспечивающие последовательность конструктивных решений, к которой всегда стремится архитектор.

“ТОЛЬКО КЕРАМИКА ПОЗВОЛЯЕТ ВОСПРОИЗВОДИТЬ СВЕТ И ДВИЖЕНИЕ ТАМ, ГДЕ ЭТО ЕЩЕ НЕДАВНО КАЗАЛОСЬ НЕВОЗМОЖНЫМ ”

- А индивидуализация среды?

- Керамическая плитка уже сама по себе обладает яркой индивидуальностью. К тому же она тесно связана с личными воспоминаниями и занимает видное место в сокровищнице художественных образов современного человека. Керамика создает особую атмосферу и в этом смысле, она, как это ни парадоксально, воздействует на все органы чувств, даже на обоняние. Керамика натуральна, а значит, помогает нам почувствовать себя частью окружающего мира. Она вбирает в себя древнюю традицию, а значит, способна вызывать множественные ассоциации.

Совсем по-другому воздействует на нас, скажем, пластмасса, новый материал, не несущий в себе такое эмоциональное богатство, такую магию. Мы верим в архитектуру, которая может сделать человека счастливым, вызволив его из плена закрытых пространств. Мы хотим объединять, а не разделять. Для этого керамическая плитка подходит как нельзя лучше, потому что она может заставить пространства перетекать одно в другое, не замыкаясь в себе. Проект «Керамический дом» на последней выставке Casa Decor в Мадриде очень хорошо иллюстрирует эту мысль.

- Последние тенденции показывают, что напольные и настенные керамические покрытия являются подходящим и целесообразным решением для любых пространств: террас, ванных, кухонь, гостиных, спален, лестниц, магазинов, общественных зданий, фасадов... Для чего еще?

- Да для чего угодно... стоит только захотеть. В связи с этим я всегда привожу в пример космический корабль «Челленджер», которому удалось слетать в космос и вернуться на землю благодаря использованию керамики в его конструкции. Летающая керамика – что может показаться более невероятным? А ведь это было. Мы сами творим свое будущее. Будущее архитектуры, например, связано с усилением трехмерного, объемного образа, а если говорить об объеме, о глубине, тот тут керамика не имеет себе равных. Мы говорим, что надо избегать однообразия - так давайте учиться этому у природы. К примеру, в керамической плитке, натуральном материале, могут присутствовать все существующие в природе оттенки цвета, их только надо уметь найти и оживить.

«Керамический ритуал» вызвал положительные отклики у профессионалов и гостей выставки.

- Из всех новых сфер применения керамической плитки, какие, по Вашему мнению, имеют наибольший неиспользованный потенциал?

Все сферы использования керамической плитки имеют потенциал. Главное – преодолеть психологический барьер, который пока еще сохраняется в этой сфере. Например, большинству пользователей трудно представить себе керамику на стене гостиной, потому что они продолжают считать ее холодным материалом, предназначенным для использования во влажных помещениях, таких как кухня или ванная, не замечая внутренней, природной теплоты этого материала, изготовленного из простой глины.

Для того чтобы изменить такое отношение в будущем, необходимы инновационные проекты, которые помогли бы людям привыкнуть к новому применению керамической плитки. Сейчас таких предложений почти нет, хотя это предубеждение, как и любые социальные условности, может быть при желании преодолено.

- Текстура, объем, цвет, блеск, отделка, размер и формат керамики универсальны. Наверное, это и облегчает задачу?

- В последние годы предприятиям удалось освоить отделку, которая открывает двери в новые миры декора, заставляя сомневаться, тот ли это материал, что мы видим перед глазами. Примерами могут служить великолепные имитации дерева и металла. Новые текстуры помогли сломать стереотип, доказав, что кафельная плитка не лишена объема и не должна быть обязательно плоской.

Главное, хорошо знать продукцию, которая выпускается сегодня предприятиями. Для этого необходимо распространять полезную информацию, начиная с факультетов. Хороший урок материаловедения – это основа для будущего грамотного применения материала.