Творческая биография Хирои Танаки богата достижениями и успехами. Он окончил Университет Кокушикан, получил степень Доктора Архитектуры при Политехническом университете Каталонии, стал одним из признанных специалистов по творчеству Антонии Гауди. Среди прочего ему принадлежит заслуга создания Клуба Гауди и разработки Коллекции предметов Гауди, в которой, с точностью до миллиметров, воспроизводятся знаменитые математические пропорции каталонского гения, которые, по мнению многих его приверженцев, могут служить основанием для причисления архитектора к рангу святых, как человека, сумевшего выразить в числах и формулах свои сильнейшие религиозные убеждения.

Среди предметов, сконструированных Танакой, можно упомянуть такие, как бутыль для ликера престижной марки Торрес (бренди “Гауди”), силуэт которой напоминает образы творений каталонского архитектора и символизирует дух самосовершенствования, присущий всем великим людям, начинания которых передаются из поколения в поколение.

Хироя Танака также является автором нескольких книг, изданных университетом Шококуша и Политехническим факультетом Каталонии: “Архитектура Гауди. Коллекция набросков зданий”, ”Чувство меры у Гауди”, а также ”Методология графики, рисунок и пропорции в творчестве Гауди”.

Керамическая плитка и архитектура Гауди стали объектом поклонения в небольшом японском городке Эбецу на острове Хоккайдо, который находится на расстоянии более 10 тысяч километров от Испании. Япония – страна тысячелетних памятников старины и новейших достижений передового дизайна. Эти контрасты гармонично уживаются и в Эбецу, “столице японской керамики”, где архитектор Хироя Танака поставил скульптурную композицию “Четыре седла” или “Свод Мугетэ” по названию цветка, считающегося символом провинции Хоккайдо.

Эта композиция, блестящий пример применения стиля Гауди, выполнена полностью из кирпича, произведенного в Эбецу, с использованием цемента марки Weber и облицовочной керамической плитки испанской компании Gres de Breda. “Свод” расположен на круглой пешеходной площади, как раз напротив Центра керамического искусства Эбецу и является объектом всеобщего внимания.

Примечательны пропорции скульптуры: четыре метра в высоту, четыре в ширину и четыре в длину. По словам Танаки, в этом проекте впервые в Японии применяется принцип “органической геометрии”. Для этого японский архитектор, хорошо известный на родине Гауди, в Каталонии, создал коллектив из лучших знатоков творчества этого знаменитого архитектора – модерниста. В группу вошли каталонский мастер Жорди Доменек и его помощник, японец Танигуши Тацушей.

Заказ на скульптуру для украшения площади перед Центром керамического искусства поступил из мэрии Эбецу и фонда Brickjam 2004. Танака, Доменек и Тацушей смонтировали композицию с помощью пяти добровольцев за двенадцать дней, 4 – 16 октября 2004, к сорокалетнему юбилею города.

Композиция выполнена в форме гиперболического парабалоида, одного из самых характерных элементов в произведениях гениального Гауди. Ло настоящего времени эта форма была совершенно неизвестна в современной архитектуре Японии. Оригинальность скульптуры акцентирует применение кирпича и керамики.

Вся центральная часть композиции выполнена из кирпича, с обеих сторон облицованного керамическим покрытием испанской фирмы Gres de Breda. Отсутствие железных деталей в кровле “Свода” еще раз доказывает универсальность, гибкость и широкие возможности керамических материалов. “Свод” может служить ярким примером эффективного применения керамической плитки в строительстве и ее пластичности, так как в самом тонком месте арочного свода его толщина составляет всего 65 миллиметров.

Все эти характеристики превращают “Четыре седла” или ”Свод Мугетэ” в один из самых запоминающихся памятников Эбецу, фотографии которого найдутся у каждого, кто посетил этот город. Сам Танака называет свою работу ”оригинальной, инновационной и необычной, богатой геометрическим символизмом”.

Известность этого уникального в Японии произведения выходит далеко за пределы Страны Восходящего Солнца. Это важная веха в искусстве керамики и в архитектуре. Испанская ассоциация Gaudi & Barcelona Club, членом которой является Хироя Танака, распространяет изображение “Четырех седел” как символа всемирной славы Антонии Гауди и актуальности его открытий в нашу эпоху.

Почетное каталонское подданство Хирои Танаки – плод его преклонения перед архитектурным гением Гауди, что нашло отражение в ряде крупных исследований творчества этого самого известного представителя стиля модерн в архитектуре. В 1992 году Танака защитил в Политехническом университете Каталонии докторскую диссертацию по теме “Методология графики: рисунок и пропорции в творчестве Гауди”.

Танака – один из лучших знатоков “гаудийской” архитектуры. Он принимал участие в самых крупных технических конференциях, посвященных работам каталонского зодчего, в том числе в Конференции архитекторов ”Измерения и пропорции в работах Гауди”, предназначенной для студентов и специалистов в Барселоне.

Широко известны коллоквиумы и лекции Танаки в Барселонском Доме дружбы с азиатскими странами. Особый цикл лекций под названием “Архитектура, Гауди и я” был посвящен личным связям японского архитектора с творчеством Гауди.

Хироя Танаки считает, что главная заслуга каталонского зодчего, скончавшегося в 1926 году, заключается в особых методах расчета пропорций, “основанных на непосредственном наблюдении за природой, перед которой он преклонялся”.

Хироя Танаки